О Muse и альбоме OOS

Дата: 28.07.2001
Тип: Российская пресса
Автор: Евгений Галунин

Привожу лишь частями, с небольшими пояснениями. Первая треть — это перевод официальной биографии, я ее не перепечатывал — в более подробном переводе вы можете увидеть биографию на этом сайте. Далее идет часть-описание «характера» Muse и, наконец, немного о OOS.

Эпиграф: «Музы — дочери Зевса и Мнемосины, покровительницы наук, искусств и поэзии. Какая из девяти шаловливых дочурок верховного бога вдохновляет британский чудо-коллектив Muse — неизвестно. Вот мы и решили провести маленькое расследование. Тем более — в свете выхода в конце июня второго студийного альбома группы „Origin Of Symmetry“.»

<...> Продюсировать первую пластинку Muse «Showbiz» был приглашен Джон Леки(Radiohead, The Verve, Джон Леннон) . В англии на молодых дебютантов мгновенно был наклеен ярлык подражателей Radiohead, причем безупречных. Но сама группа, хоть и не отрицает влияния, изо всех сил стремится утвердить свою первичность. Беллами: «Я много мотался по Европе после того, как бросил колледж. Хорошо подвергаться множеству влияний, помимо нескольких узких трендов, которыми довольствуется подавляющее большинство людей». И эта открытость, многогранность чувствуется и в музыке Muse.

Совершенно очаровательные мелодии зачастую находятся на грани восприятия, их невозможно описать словами типа: «это — рок, это — готика, это — этника», — и так далее. Беллами, сочиняющий большинство песен, поясняет: «Звучит странно, но я сам не знаю, откуда приходят некоторые наши музыкальные идеи. Очевидно, они приходят из глубины моей личности, но иногда даже я сам не вполне понимаю, откуда они взялись. И честно говоря, не хочу этого узнавать — вдруг они тотчас исчезнут?»

Конечно, Muse воплощают в той «стене звука», извергающейся из их гитар, свой личный опыт. Их песни не всегда о людях и их взаимоотношениях, но несмотря на обилие в песнях чувства «angst» (с немецкого — «страх», «подростковое одиночество», «потерянность», «депрессия») , группа определяет свое творчество скорее как позитивное. «Что люди должны почувствовать, прослушав пластинку Muse? Что они не одиноки», говорит Беллами. А басист Вольстенхолм добавляет: «Со стороны наши песни могут показаться мрачными, но меня лично они бодрят».

Вся эта история очень уж напоминает слащавую молодежную голливудскую мелодрамку, однако она правдива. Не показывают в кино только трудовые будни «звезд» — а это изматывающие туры(с RHCP и Foo Fighters*) , бродяжничество по миру и сильные стрессы. Но несмотря на юный возраст, троица сумела устоять перед искусами большой сцены, не стать звездами-однодневками и найти свои ориентиры в безграничном мире шоу-бизнеса. Например, ребята научились ценить не только выступления на фестивалях перед десятками тысяч беснующихся поклонников, но и скромные клубы человек на 20-30. Ведь из множества таких клубов и складывается настоящая известность.

В бытовом квартирном вопросе — Беллами накрепко обосновался «на флэту» этажом выше секс-шопа, вариант, который достался ему совершенно бесплатно еще до известности Muse, с условием, что полученную квартиру он отремонтирует. С поставленной задачей Мэттью справился неплохо. Он ткаже увлекся покупками электронных устройств и вина в магазинах «duty-free», порно-сайтами, полетами на своейм мотодельтаплане и сциентистской метафизикой. Собирается когда-нибудь поступить в колледж: изучать, например, религии, чтобы узнать, такой ли он атеист, как думает. И уж наверное — хочет забыть свою предыдущую жизнь, с угоном машин и чисткой канализаций, как страшный сон.

Про OOS:
И вот он второй, очень ответственный альбом «Origin Of Symmetry», долженствующий подтвердить статус Muse. Записан он аж в «Abbey Road Studios», Дэвид Боттрил (Tool) приложил к нему свою продюсерскую руку, но главным за пультом все-таки остается Джон Леки, ставший для «Муз» настоящим гуру. Заматеревшая, повзрослевшая и просветленная группа снова изливает не самую сладкую рок-патоку из динамиков. Соблазняющий, обволакивающий голосок Беллами окутан плотным облаком клавишных подкладов, энергичных гитарных риффов, местами электронных лупов, замысловатых аранжировок. Грязный «инди-саунд» шикарно сведен, мелодии не содержат и намека на мейнстрим, но бьют в точку исключительно за счет аккомпонемента. Арфические переливы, фортепианные переходы и даже орган вдыхают новую жизнь в классицизм и забавным образом реализуют его в стилистике то ли брит-попа, то ли готического рока. Не случайно вместо «пройденных» влияний, типа «Нирваны» и Radiohead, Беллами цитирует уже Тома Уэйтса, Хендрикса, Daft Punk и Rage Against The Machine. Добавьте сюда оркестровки южно-американского гения Виллы-Лобоса, мастера акустической гитары Андреаса Сеговию, барокко, Шопена и Рахманинова — вот вам только некоторые намеки на содержание «Origin Of Symmetry».
…А как же все-таки зовут музу Muse? Полигимния, без сомнения. Именно она вдохновляет молодой и столь многообещающий коллектив с Островов. Островов, которым так не хватает настоящей рок-группы, над «ванильным роком» которых смеются по ту сторону океана и которые провозгласили самых тихих «самыми громкими». Muse дают надежду Соединенному Королевству, своими гимнами грозя вернуть безвременно изгнанную державу в пантеон славы. За что их уже и окрестили — «первой английской рок-группой XXI века».