MUSE «Showbiz»: Шоу-бизнес и его Муза

Дата: 31.10.2000
Тип: Российская пресса
Автор: Алена Баймяшкина

История «Muse» проста и безыскусна. Три подростка из города Девон, Англия. Имена ничего не скажут. Три музыкальных инструмента, перечислять не буду. Любой новой группе, осмеливавшейся играть гитарный рок на территории EU после 1997 года, автоматически наклеивается стикер «radioheadism».

«Muse» посчитали просто-ещё-одной-из-недо-Radiohead-групп. Логично. Дебютный диск записывался в Америке, на лейбле Мадонны «Maverick». Старому Свету понадобилось время и триумф «Muse» на нескольких фестивалях, чтобы оценить. Теперь мы можем сказать: ещё одна хорошая группа, и снова из Британии. Геополитика?

Обвинения во вторичности и плагиате вряд ли основательны. И потом, для чего, по-вашему, существовали Великие Группы — для того, чтоб приносить пожизненный доход производителям маек и бейсболок с их логотипами? Совершено очевидно, что «Muse» — вполне самостоятельные творческие индивидуумы, а в списке возможных аналогий — и Pink Floyd, и Tom Waits, и Bob Dylan, и Nirvana, и те же Radiohead. Последние, видимо, бессознательно.

«Showbiz» — полноценный дебют группы — продюсировался легкой рукой Джона Леки, отправившего в своё время на орбиту популярности Stone Roses, Magazine, XTC, а так же «Northern Soul» Verve и «The Bends» Radiohead. Заслуги продюсера и тут бесспорны — при всей целостности материала каждая композиция носит оригинальный оттенок; жанровый диапазон альбома от классического блюза «Falling Down» до хард-танго «Uno».

Бодрый эндемическо-английский пессимизм, простые мелодии + сложные аранжировки, переливчатая гитарная психоделика, таблетки от тишины. Уныло-мучительные нотки в голосе вокалиста — действительно, иногда похоже на Тома Йорка.

Хороший признак — любимой становится сначала одна песня, потом другая, потом третья, которую сначала как-то и не замечаешь. Гипотетически их число может дойти до тринадцати — именно столько треков на альбоме. Все композиции примерно равны, каждая могла бы стать хитом. Просто «Uno» — самая душераздирающая песня в природе, голос Мэтью Беллами и утяжеленные гитары вскрывают танго, обнажая подлинную горечь этой музыки. Мир в понимании Мэтта — вокалиста, автора музыки и текстов, идейного вдохновителя группы — завораживает, картинки, как в путешествии, сменяют одна другую. Стоит на секундочку закрыть глаза, и окажешься в другом месте и в другое время. Девушка на фоне инопланетного пейзажа на обложке — неплохая иллюстрация. Некоторые композиции вызывают желание воспользоваться функцией «repeat», чтоб слушать бесконечно долго. Лучший комплимент all-time.

«Muse» ещё не успели обзавестись комплексами, их муза ещё не приняла форму предпринимательства, название «Showbiz» — просто шутка. Искренность и молодость подкупают. Ещё более выгодно выглядят они на фоне старательно не желающего взрослеть — вечная подростковая внешность, вечная подростковая одежда, вечные подростковые проблемы — за-30-летнего уже бритпопа. Сами только что вышедшие из тинейджерского возраста, они выглядят адекватно и делают вполне взрослую музыку. Они не вундеркинды, просто талантливые ученики с большой базой знаний и острым чувством моды, а значит, способны прогрессировать. И есть куда. При всех достоинствах «Showbiz» и личном обаянии Мэтью Белами, «Muse» ещё не стали Великой Группой. Парадокс в том, что для этого нужно завести хотя бы парочку последователей — такая уж у них там, в Англии, традиция.